19 Мая, 2011
город Киев, гора Щекавица
"Горы золотые"/акция
Уничтожение горы, застройка заповедной зоны коттеджами, провоцирует неизбежность социального конфликта и вынуждает художников выразить культурный протест.
Художники, с конца 80-х годов работающие в мастерских на горе Щекавица, стали известны благодаря возникновению сквота на улице Олеговской: художественной практике групп «Холодный ВЭЛ» и «Фиктивной Галереи Экспедиция» (FGE). Впоследствии художники неоднократно демонстрировали свои живописные проекты в киевской галерее «РА».
Художественный проект «Золотые горы» акцентирует внимание на культурной ценности горы Щекавица в киевском ландшафте. Углубляясь в мифологические пласты со сказочным Змеем Горынычем в окружении христианских и мусульманских святынь, проявляется оригинальный и самобытный характер культурного пространства, не имеющий аналогий в европейских столицах. Акции, неоднократно проводимые художниками ул. Олеговской на киевских холмах, позволяют говорить о своеобразном ответвлении лэнд-арта – хилл-арте (hill-art).
Золото в названии акции, как эквивалент ценности, имеет двойной подтекст. Драгоценный металл определяет значимость горы Щекавица как историко-культурного объекта и материальную «оценку» горы в актуальном процессе битвы за гектары.
Выявляя самобытность киевского ландшафта, художники маркируют пространство холма концентрическими кругами-мишенью, «золотыми» самородками и аватарами участников акции (Коновалов И., Варваров А., Заиченко В., Краснощеков А., Падун В., Потапенков Э., Гамольский И.). Силуэт Змея Горыныча вводит в атмосферу легендарных времен, круги определяют точку схода, видимую с птичьего полета, аватары-хранители призваны удерживать непреходящую ценность горы Щекавица. Уничтожение горы, застройка заповедной зоны коттеджами, провоцирует неизбежность социального конфликта и вынуждает художников выразить культурный протест.
Коновалова Ольга, канд. иск.