24 Мая, 2006
город Киев, гора Дитинка
"ОМ" - "АУМ"/скульптура
Последний объект, который растворяет FGE в космическом звуке.
«ОМ» - «АУМ» - «FGE»
Еще один зал Fиктивной Gалереи Eкспедиция расположен на вершине Дитинки, - небольшого холма неподалеку от Замковой горы. Провокативная лаконичность этого филиала FGE создает привычную для актуального искусства иллюзию, согласно которой объект «ОМ» мог бы создать школьник, присвой ему статус художника и возможность распоряжаться собственными эскизами, временем, а также относительно небольшим количеством бетона по своему усмотрению. Впрочем, нужно заметить: провокативность FGE никогда не опускалась до банального эпатажа, и жизнеспособность аматорской иллюзии ограничена трудоемкостью исполнения монументального объекта.
«ОМ» - это три бетонных концентрических круга, заключенных друг в друге. Форма объекта деликатно располагает к существенному творческому переосмыслению пространства вершины киевского холма. С высоты птичьего полета «ОМ» может быть растолкован в качестве мишени; колеса; мандалы; подсвечника; солярного знака; фундамента круглого храма; схематического изображения земного шара в перспективном сокращении, или, скажем, ограды раскопок небольшого мегалитического сооружения. Толкования архаичной символики неисчерпаемы, отчего вышеперечисленное неполно. Исключительно неполно - но верно, как верно все то, что о проекте «ОМ» мог бы сказать любой прохожий: ведь правило, согласно которому произведением искусства является все, что названо художником произведением искусства, распространяется также и на комментарии к последнему.
Именно поэтому художники FGE уважительно относятся к высказываниям прохожих. Скажем, палимпсесты, оставленные прохожими на стенках «Kub-zona» (kub-x.narod.ru), бережно хранятся в виртуальной библиотеке другого филиала Fиктивной Gалереи Eкспедиция. В процессе создания «ОМ» высокая осмысленность случайности палимпсестов мегаполиса стала причиной актуального названия объекта. История его такова: рабочее название было словом-молитвой, и слово это было «ОМ». Затем рукой неведомого, но творчески мыслящего прохожего на стенке сооружения появился знак «АУМ», каковой и был присвоен объекту в качестве названия окончательного.
«АУМ» в качестве составляющей contemporary art, является объектом коммуникации между произведением искусства и зрителем, будучи максимально открытым для диалога с последним самим фактом расположения на вершине открытого холма. В сущности, этот проект FGE является тонкой репликой contemporary аналитическим поискам скульпторов начала ХХ века: если «Граждане Калэ» Родена впервые обозначили легитимность памятника без пьедестала, монументальной скульптуры, максимально приближенной к зрителю, то «АУМ» является памятником, который при известном уровне искусствоведческого дискурса сам по себе является пьедесталом для посетителя. Таким образом, выставочное пространство Фиктивной Галереи аккуратно исполняет обязанности подлинного экспозиционного зала: «АУМ» преображает не только пространство, но и зрителя, наделяя их дополнительным художественным смыслом.